Как мы мешаем себе жить (объяснение с точки зрения гештальт-консультанта)
Нет смысла читать эту статью, если вы всегда точно знаете, чего хотите, ваши желания не вступают в схватку противоречий, и вам незнакомо состояние парализующего бездействия, когда, наконец, для того чтобы получить желаемое, просто нужно начать делать.
Мне хочется поговорить с сомневающимися. С теми, от которых порой слышишь: «Стремление удержать то, что есть, перевешивает желание большего, если вы понимаете, о чем я». Мне кажется, понимаю. Надеюсь, что понимаю, поэтому хочу предложить вам объяснение возможных причин и способов «зависания» в терминах гештальт–консультирования.
Для начала по секрету признаюсь, что гештальт – это еще одно гипотетическое сооружение, построенное из кирпичиков «как будто».
По сути, оно мало отличается от классического психоанализа Фрейда, теории Адлера или, например, НЛП (да простят меня психоаналитики и коллеги – гештальт-консультанты). Как и любая другая психологическая система, Гештальт появился для того, чтобы закончить фразу: «Вы ведете себя следующим образом… и потому что…». Троеточия обычно заменяются предположениями о причинах и особенностях поведения человека, находящихся вне уровня его осознания, но заметных со стороны внимательному наблюдателю.
Но стоит ли загромождать голову еще одной попыткой объяснения собственной сущности? Думаю, да, и вот почему. Когда человек находится в замешательстве относительно качества своей жизни, он чаще всего испытывает чувство бессилия. Это – роль жертвы. Субъективное состояние жертвы мало способствует принятию созидательных решений и не побуждает к действиям.
«Объяснение – могущественный враг бессилия, которое возникает из неведения. Объяснение феномена – первый шаг к контролю над ним» - пишет И.Ялом.
Люди испокон веков пытаются бороться с ненавистной им неопределенностью мира, извлекать из хаоса гармонию, систематизируя его. Владея объяснительной системой, даже не меняя ситуацию во внешнем мире, человек получает изменение своего состояния и мироощущения. Более того, получив доступ к знанию «почему так», мы получаем возможность влияния, если не на события, то на собственное восприятие этих событий.
Ощущение «Я знаю!» может быть сродни «У меня есть силы меняться и менять». Таким образом, главная полезная функция объяснения – стимулирование воли к изменениям. Почему бы не взглянуть на закономерности своей жизни в новом ракурсе Гештальт-теории?
Итак… переведем наконец немецкое слово gestalt.
Из многочисленных предложенных вариантов перевода, на мой взгляд, больше всего по смыслу подходит «фигура». Прежде всего, из уважения к праху почтенного Фрица Перлза (основоположника направления), тороплюсь подчеркнуть характерные отличия его теории от всех прочих. Перлз (1839 – 1970) получил мятежный характер в школе детства и блестящее образование классического психоаналитика в университетах Фрейбурга и Берлина.
История гласит, что в свое время Фриц, отличавшийся недюжинными амбициями, был обижен недостаточным вниманием со стороны Фрейда по отношению к нему, как к молодому коллеге, при личной встрече. Как знать, не эта ли обида стимулировала его на создание концепции, во многом переворачивающей постулаты психоанализа с ног на голову.
Перлз попросту поменял место исследования, перенеся его из анализируемого прошлого в ситуацию «ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС». На вопрос «почему» отныне налагалось табу. «КАК ты это делаешь?» – вот главный вопрос гештальт–консультанта, который призван активизировать осознавание переживаний и поведения клиента в настоящий момент времени.
Слова для выражения свободных ассоциаций, используемых в психоанализе, сменяются экспериментом, действом, кусочком жизни, проживаемым набело. Вместо отстраненного нейтрального аналитика (не всегда видимого, к тому же) появляется открытый, активно взаимодействующий с клиентом консультант. В красивой работе – ситуация «как я не получаю желаемого» возникает непосредственно во время встречи. Но, обо всем по порядку.
В теории Гештальта, человек – это отдельный организм, существующий в контексте окружающего мира. Любой живой организм стремится к равновесию. Для его поддержания (устранения дисбаланса, создаваемого либо внутренними процессами, либо требованиями окружающий среды) необходим постоянный взаимообмен: физиологический, эмоциональный, интеллектуальный.
Здоровый человек способен сам позаботиться о себе, либо поглощая недостающее из внешнего мира, либо выделяя лишнее. Каждый организм имеет границу, на которой кончается он и начинаются другие. Взаимообмен совершается именно на этой границе соприкосновения (контакта) с другими людьми или предметами. Нарушение физиологического обмена приводит к болезням тела. Сбои в интеллектуальном и эмоциональном обменах с миром являются источниками психологических проблем.
Потребность – главный сигнал дисбаланса в существовании. Хотя одновременно может возникать множество потребностей, здоровый организм концентрируется на главной в данный момент для выживания и собственного воплощения, и лишь потом приступает к удовлетворению других. Иными словами, лишь одна потребность становится фигурой переднего плана, главной незавершенной ситуацией или гештальтом. Помните выражение «мне не до высоких материй»?
Действительно, вряд ли вы будете эффективно производить свежие мысли для своей диссертации, если банально голодны. Или, наверняка, каждому знакомо состояние, когда все валится из рук в ожидании звонка или встречи, цель которых – удовлетворить вашу потребность в любви. Конечно, люди, в отличие от животных, научились обходить, не замечать, откладывать удовлетворение многих потребностей. Хронически неудовлетворяемые важные потребности стоят им всего лишь невроза. Вы когда-нибудь встречали животное–невротика? Ну, если только очень домашнее животное…
Квинтэссенцией гештальт-терапии можно считать исследование контакта с собой и миром, необходимого для удовлетворения любой потребности. Чаще всего, такой контакт нарушает сам человек. Как правило, у людей существует характерный ведущий СПОСОБ ПРЕРЫВАНИЯ КОНТАКТА, скелет, на который определенным образом наращивается мясо событий и отношений.
Замечу, что способы прерывания взаимодействия являются еще и «временными рефлексами безопасности», иногда оказывающимися весьма кстати. Но когда бронежилет превращается в скафандр, жить становится скучно, грустно, а порой и невыносимо. Интересно, а каким способом пользуетесь вы?
1. СЛИЯНИЕ
«Не плачь!» «Не кричи!» «Не топай ногами!» «Не расстраивайся!», «Неужели тебе нравится эта гадость?!», а другими словами – «Не чувствуй и не делай!». Если вы слышали это от мамы слишком часто, то наверняка многому научились. Например, тому, что безопаснее чувствовать то, что положено, а не то, что есть на самом деле. В результате человек утрачивает собственную границу и не отличает, какие потребности являются его собственными, а какие – лишь отражение партнера.
«Я не знаю, чего хочу» – характерное ощущение человека с ведущим механизмом слияния.
Нормальный контакт при таком симбиозе невозможен. Для наглядности представьте себе, что разглядываете полотно Ренуара, уткнувшись в него носом. Чтобы увидеть картину, от нее, как минимум, придется отойти. Надо сказать, что на первом этапе, все влюбленные находятся в слиянии: «ты такой же, как я».
Проблемы возникают, когда обнаруживаются отличия. Если у одного из них ведущий механизм – слияние, то обнаружение в любимом инакости желаний, выборов, настроения равносильно для него отвержению. В результате - обиды и необоснованные претензии. А собственные желания, отличающиеся от желаний партнера, сопровождаются у такого человека чувством вины. Нетрудно себе представить, что слияние – великолепная основа для психологической зависимости от партнера.
2. ИНТРОЕКЦИЯ
Вас когда-нибудь в детстве кормили манной кашей? Ну, пусть не манной, и даже не кашей, а чем-то исключительно полезным, на взгляд взрослых, но совершенно несъедобным – на ваш. Любой ребенок рождается со здоровой способностью никогда не есть без насущной необходимости и не есть того, что ему сейчас не нужно. Если, все же, особо настойчивая мамочка умудрится запихнуть в младенца лишнее, реакцией будет естественный рвотный рефлекс.
Увы, стараниями взрослых, дети быстро лишаются способности саморегуляции. Также они начинают «глотать» правила и нормы, не имея возможности распробовать их на вкус. Безусловно, среди них есть полезные. Например: «Не суй гвоздик в розетку». Но есть очень и очень сомнительные: «Не лезь вперед!», «Скромность украшает человека!», «Удел женщины – ждать, пока ее выберет мужчина!», «Настоящие мужчины не плачут!», «Если тебя ударили по одной щеке, подставляй другую» и т.д.
Говоря "интроект", я представляю себе тот самый непереваренный гамбургер в желудке, мигающий красным светофором, из рекламы Мотилиума. Кстати, промискуитет (лат. promiscuus – смешанный, общий – предполагаемая стадия ничем не ограниченных отношений между полами), тоже признак интроекции.
Очевидно, что при неассимилированном опыте нарушается контакт, прежде всего, с самим собой. Ваша истинная сущность вступает в противоречие с чуждыми элементами. Внутри вас все время кто-то спорит. Появляется стойкое ощущение, что вы наступаете на горло собственной песне. В отличие от находящихся в слиянии, такие люди понимают свои потребности, но удерживаются от их удовлетворения с помощью неорганичных для себя правил.
Как избежать "тяжести в желудке"? Осторожно пробовать на вкус, подходит ли это именно вам – отношения, книги, музыка, знания, СМИ и пр. Если съедобно, тщательно пережевывать, лучше 33 раза. То, что не жуется, выплевывать без сожаления.
3. ПРОЕКЦИЯ
Надо сказать, что без здоровой проекции были бы невозможны какие-либо отношения. Именно проекция помогает нам понимать другого, предполагать возможные ответные реакции. Проекция нарушает контакт, когда становится единственным и неосознаваемым способом взаимодействия. Если вам очень хочется кому-то позвонить, но вы останавливаете себя сомнениями «а вдруг мне не обрадуются», вы лишаете себя «сладкого» по неуважительным причинам.
Когда вы говорите кому-то: «Ты сегодня очень раздражен!», вероятнее всего, вы сами испытываете раздражение. Чаще всего, мы переносим на других собственные черты, эмоции, личные качества, опасения, которые нам не нравятся. Таким образом, бессознательно пытаемся избавиться от них, не признавая своими. Естественно, такие фантазии могут сильно искажать в ваших глазах реальных людей.
Когда вам хочется произнести сакраментальное: «весь мир ко мне равнодушен», стоит задуматься, а дарите ли вы миру свое радушие? С проекцией тесно связан отказ от личной ответственности за какие-то действия или явления, происходящие в самом человеке. Слова, подобные «что-то толкнуло меня на это» - типичный пример отчуждения части себя и способ поиграть в беспомощность.
4. РЕТРОФЛЕКСИЯ (обращение на себя)
В этом случае вы прекрасно осознаете, чего хотите. Вы даже позволяете себе делать это… но только с самим собой. Мы сами себя ругаем, сами себя заставляем, сами себя жалеем, сами себя любим, сами себя стыдимся. Нет сомнений, что в определенных ситуациях такой самоконтроль с самоподдержкой – очень кстати, но не стоит забывать, что при рождении импульс всегда предназначается миру.
Ретрофлексия – это отказ от попытки изменить окружающую среду с целью удовлетворения собственной потребности. Человек обращается с собой так, как первоначально хотел обращаться с другими людьми. Думаю, каждый хоть раз испытал состояние, когда сжимаешь кулаки, до боли впиваясь ногтями в собственные ладошки. Ах, не вашим ладошкам предназначалась эта экзекуция!
Когда какой-то импульс сдерживается хронически, он рискует превратиться в симптом. Однажды Ф. Перлз помог осознать клиенту, что заикание для него является способом сдерживать агрессию. Любопытно, что полностью подавить любой импульс невозможно все равно. Он найдет выход диффузным способом. Всем известно, как можно терзать окружающих своим заиканием.
Надеюсь, нижеследующий итог поможет вам окончательно понять, что вы предпочитаете делать, чтобы не достигать желаемого: «интроектор» делает то, что от него ждут другие; «проектор» делает по отношению к другим то, в чем обвиняет и подозревает других в отношении себя; пребывающий в слиянии не знает, что, кто и кому делает; «ретрофлектор» делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим. А лучшим рецептом и резюме ко всему сказанному может быть известный афоризм Ф. Перлза: «Итак, теряйте рассудок и приходите в чувство!»
Открытые мероприятия |
||
---|---|---|
ср, 27 Ноября, 2024 - 20:00он-лайн |
Таро: консультации, обучение и личная проработка. Понимание карт через кино | 1200 грн |
чт, 28 Ноября, 2024 - 18:00Одесса |
Тибетские пульсации | 1000 грн |
чт, 28 Ноября, 2024 - 20:00он-лайн |
Руническое предсказание на 2025 год |
1000 грн100 грн |
сб, 30 Ноября, 2024 - 10:00Киев |
Руны и Руническая магия (Киев) | 5600 грн |