Гештальт, Одесса, 2024 Специализация по экзистенциальному психологическому консультированию 2024 Телесно-ориентированная терапия, Онлайн 2024 Игра онлайн Богиня в каждой женщине
view counter

Тест `Несуществующее животное` для детей

Существует знаменитый тест «Несуществующее Животное», с которым я и хочу вас познакомить. Автор этой замечательной методики, ставшей популярной как у нас в стране, так и во всем мире – психолог М. З. Друкаревич.

Итак, как же это делается?

Ребенку дают простой карандаш и чистый лист белой бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – по горизонтали или по вертикали. Карандаш должен быть не слишком твердым (чтобы не царапал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы изображение не размазывалось от прикосновения ладошек). Стирать можно, но специально наводить малыша на эту мысль не надо: захочет – воспользуется резинкой (ее надо также положить).

Хочу подчеркнуть, что не стоит самостоятельно «тестировать» своего ребенка. Лучше прибегнуть к услугам специалиста или же в крайнем случае попросить «выдать задание» человеку не слишком к ребенку близкому – это обезопасит рисунок от возможных искажений, связанных с излишне эмоциональным отношением юного художника к попросившему «порисовать» родителю. Особенно излишне сообщать ребенку, что происходящее – это тест.

Малышу сообщают: «Давай посмотрим, как ты умеешь фантазировать. Придумай и нарисуй такое животное, которого на самом деле нет и никогда не было – ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх». Если малыш скажет «Я не умею такое рисовать» – надо объяснить, что для этого задания вовсе и не надо ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать «То, чего на самом деле нет», то совершенно все равно, каким оно получится. Если он слишком долго думает, то просто посоветуйте ему начать «как в голову взбредет, куда руку поведет», а дальше – придумывать по ходу дела.

Когда ребенок закончит свое произведение, попросите дать животному название.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается и в его имени (котик, мышонок). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок животного, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если снова изображается реальное животное, то не мучьте дитя и оставьте его в покое. Но если облик животного вполне тривиален (изображен типичный слон), но названо оно необычно («инопланетный слонотоп»), то задание считается выполненным.

Выяснив название животного, попросите рассказать о нем – о его характере, привычках, образе жизни. Как и где оно живет, чем питается, какого размера, что обычно делает, чем любит и чем не любит заниматься больше всего, одно оно живет или с кем-то, есть ли у него друзья, враги – и почему; чего оно боится, о чем оно мечтает, какие у него есть заветные желания?

В случае непонятности рисунка лучше уточните, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения.

Не акцентируйте внимание малыша на том, что это – тест, пусть он просто спокойно творит. Не захочет сегодня – пусть нарисует когда ему будет угодно: куда торопиться? Но желательно всю серию выполнить, не слишком растягивая во времени.

Когда произведения будут готовы, постараемся напрячь внимание. На что же его направить – и что мы можем из них «извлечь» из этих рисунков?

Итак, для начала определим, тип животного.

Если оно действительно оригинальное – это свидетельство высокой креативности ребенка. Если словно составлено из разных частей существующих животных – ребенок вполне рационалистичен. Если существо из тех, что было уже придумано или существовало давно (дракон, динозавр) – у ребенка бедное воображение (хотя возможно, ему было просто лень… а о том, почему лень – тоже не грех задуматься). Ну а если в ответ на все ваши попытки разбудить воображение ребенок старше 7 лет упорно рисовал только реальных животных, было бы неплохо проконсультироваться с психологом.

Обратим внимание и на части тела существа.

Голова – простите за тавтологию, всему голова. Если ее вообще нет – это весьма настораживающий признак. Но и пословица «одна голова – хорошо, а две – лучше» в данном случае неактуальна. Две головы (а то и больше) говорят о наличии внутреннего конфликта и противоречивости натуры.

Избыток органов чувств (щупов, глаз, ушей) говорит о тревожности ребенка. Глаза – вообще очень информативная деталь. Отсутствие глаз или нетипичное их изображение – в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные – это маркеры неблагополучия душевного состояния, признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма или страхов. Слишком большие уши говорят о настороженности, нервозности, подозрительности автора рисунка.

Ноги – индикатор «устойчивости» ребенка. Если их слишком много или они очень велики – малыш нуждается в дополнительной опоре. А если вообще отсутствуют или «хлипкие» – ребенок, возможно, пассивен и имеет слабую бытовую ориентацию. Передние лапы или «руки» – символ успешности или неуспешности в социальных контактах. Слишком много рук говорит о недостатке у ребенка общения, если же их нет вообще – он, как и его животное, вероятно, уклоняется от контактов с себе подобными.

Украшения типа узоров на шкуре или павлиньего хвоста – свидетельство демонстративности характера, а вот крылья – атрибут романтиков, фантазеров и выдумщиков. Толстый и длинный хвост, равно как и очень волосатое тело животного, и уж тем более явно прорисованные половые органы, говорит о проснувшемся внимании к сексуальной сфере жизни.

Признаками агрессивности являются острые рога или наросты, наличие оружия, когтей, клыков, причем зубастая пасть свидетельствует о готовности к агрессии вербальной. Об оборонительной агрессии говорят иголки и шипы. А вот чешуя или панцирь – это боязнь нападения и потребность в защите.

Внимание: раны, шрамы, увечья, видимые внутренние органы, кровеносные сосуды (в том числе в глазах) – признаки психологического неблагополучия и сигнал о необходимости обратиться за консультацией к специалисту.

А теперь обратим внимание на образ жизни животного.

Если он логично увязывается с его образом (животное крылато и ребенок сообщает, что живет оно на скалах и парит в облаках) – радуйтесь, у чада все в порядке с логическим мышлением. А вот о проблемах в сфере логики свидетельствуют явные «нестыковки»: например, животное имеет плавники и чешую, но живет на суше, или же оно покрыто шипами и колючками «для защиты от врагов», но живет на необитаемом астероиде и врагов у него вообще нет.

Если оно проживает в одиночестве, в пещере, на скале, на другой планете – вероятно, так же одиноко чувствует себя и автор рисунка. Если ребенок при этом упоминает, что «до жилища нелегко добраться» – он тревожен и стремится к защите. Экзотические места обитания выбирают для своих животных дети демонстративные, стремящиеся к похвале – чтоб их эрудицию заметили и отметили. А места откровенно неприятные («посреди склизкой болотной жижи») – дети, имеющие проблемы в общении или в состоянии невроза. Фантазеров выдает очень подробное и богато снабженное деталями описание жизни придуманного существа.

Теперь проанализируем, что животное ест.

Порадуемся за него и за ребенка, если это явные вкусности и полезности, а вот если это вещи откровенно несъедобные (к примеру, камни, дома, горы) – это говорит о коммуникационных проблемах и импульсивности. Еще тревожнее, если дитя сообщает, что животное ест эмоционально неприятную пищу (кал, грязь) и тем более – людей. Особенно если даётся подробное описание поедания жертв – это уже требует консультации с психологом.

Бывает и так, что «животное не питается ничем» или «ест воздух» – это признак излишней погруженности в себя.

Заслуживает внимания и любимое занятие изображенного существа.

Все хорошо, если оно играет, гуляет и вообще живет в свое удовольствие. Если постоянно ищет пищу – ребенок ощущает нестабильность и трудность жизни; если зверь много спит – ребенок чувствует себя усталым. Если животное совершает «асоциальные» действия – все крушит и ломает – это признак психологического неблагополучия и агрессивности.

Важно, что сообщает малыш о друзьях и врагах нарисованного зверя.

Если их нет – ребенок может чувствовать себя одиноким, а если буквально «все вокруг» (без конкретики) – ему не хватает общения. Если в друзьях у существа злые животные и отрицательные сказочные герои – это сигнал о наличии агрессивности и асоциальности (неприятия общественных норм). Что касается врагов, то и «все вокруг» и «совсем никого» – оба варианта эти говорят об одном и том же: явной или скрытой боязни агрессии. Если врагов просто много и ребенок долго их перечисляет, причем мелькают знакомые имена – у него могут быть проблемы в сфере общения. Тревожно также, если ребенок сообщает, что животное много чего боится. Прислушайтесь, чего именно – обычно это прямая проекция его собственных страхов и опасений.

Интересны и желания животного.

Если оно хочет дружить со всеми – ребенок тянется к общению, а если вроде бы о том же, но другими словами – «не иметь врагов» или «чтобы его не боялись» – боится негативного отношения и подозрителен. Если животное хочет «стать таким как все» – ребенка беспокоит его явное или кажущееся ему отличие от окружающих. Если зверушка хочет стать большой – маленький художник чувствует себя малозначимым или ощущает потребность в защите.

Напоследок подчеркну: найдя один-два «тревожных» признака в художествах своего малыша, не спешите бить тревогу, записывать его в «проблемные» и тем более допрашивать его с пристрастием – все ли с ним в порядке. Выводы о таких тонких делах, как состояние человеческой психики, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования.  Поэтому, если что-то вызвало настороженность, лучше обратитесь за консультацией к хорошему детскому психологу.

Автор: Наталья Проценко
СТАТЬИ на эту же ТЕМУ

Комментарии

Интересный

Интересный тест, никогда о таком не слышал, надо будет попробовать с ребенком

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • You may use [block:module=delta] tags to display the contents of block delta for module module.

Подробнее о форматировании