Упражнения для постановки голоса. А вы знаете, каким бывает блаженство?
«Какое блаженство для певца, – писал К.С. Станиславский, – точно как и для драматического артиста, «быть в голосе» – чувствовать, что можно управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все малейшие детали, переливы, оттенки творчества». Как же добиться того, чтобы голос был благозвучным?
Прежде всего, нужно найти свой истинно-природный тембр, освободив его от мышечного и психологического зажимов. Снятие зажимов теснейшим образом связано с навыком пользования дыханием во время речи. Вдох делаем носом глубокий и короткий так, чтобы плечи не поднимались, а рёбра раскрывались, как крылья бабочки. А вот выдыхать, при различных типах речи, нужно по-разному. Предлагаю освоить все три типа на практике, и нечего воду лить!
- «Звукоподражатель». Вспомните звуки природы и воспроизведите их. Свист ветра: ссссссссс. Шум леса: шшшшшш. Жужжание пчелы: жжжжжж. Надоедливый звук комара: зъзъзъзъзъ… Делайте всё спокойно, свободно, чтобы после шумного вдоха и секундной задержки дыхания звук беспрепятственно «вытекал в природу». Второй вид выдоха, «С силой выгоняется», применим в упражнении...
- «Дровокол». И если подражать звукам природы вы спокойненько могли, не вставая со стула, то тут уж придётся взять в руки топор (можно воображаемый) и подражать движениям дровокола. Шумный вдох носом делаем, закидывая руки за голову, а удар топора сопровождаем междометием «э!». Будьте осторожны и не переусердствуйте с этим упражнением, может закружиться голова!
- «Аэрозоль». Третий вид выдоха, при котором воздух «Рывками выталкивается», лучше всего иллюстрировать на упражнении... Помните, какой звук издают баллончики, если надавливать распылитель коротко и резко? Энергично и отрывисто произносим: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!…» При этом, после каждой серии звуков, применяем уже знакомый вдох и задержку дыхания.
После того как вдох и выдох стали осознанными и тренированными, можно приступать к свободному звучанию голоса, с ощущением резонанса. Стоп! Я, конечно, не сомневаюсь, что вы знакомы с понятием резонанс и даже догадываетесь, что бы могло означать словосочетание «с ощущением резонанса», но я всё-таки уточню, о чём в конкретном случае идёт речь.
Резонансное колебание звуковых волн усиливает звук, а это именно то, что нужно, чтобы вас слышали в последнем ряду. Зачем надрывать голосовые связки, если можно использовать, помимо опорного дыхания, ещё и законы физики?
Куполообразные крыши исторических сооружений свидетельствуют о том, что люди знали об этом с давних времён. Более того, в стенах древних церквей, где собиралось много людей и насущно стоял вопрос, как усилить голос проповедника, были найдены пустые сосуды, которые использовались с этой целью. Мы прекрасно знаем, как гулко звучат любые звуки в пустом помещении, значит, что? Пустоты усиливают звук! И в нашем теле есть пустоты, которые можно для этого использовать. Под «маской» нашего лица в районе переносицы расположен головной резонатор, а в районе грудной клетки – грудной резонатор.
А как же найти истинный тембр, золотую серединку, «центр» голоса? На помощь приходит упражнение...
«Стон»
Вообразите, что у вас болит горло или вы просто устали и хочется постонать на звуке «м». Стон – это именно такой звук, который беспрепятственно выходит из гортани спокойно и монотонно. Обязательно проверьте, чтобы мышцы были расслаблены, и вы не только услышите, но и почувствуете резонирование (вибрации) в области «маски». Поочерёдно добавляйте к звуку «м» гласные «и», «э», «а», «о», «у», «ы».
Следующий шаг, закрепляющий ваше свободное звучание, упражнение с сонорным согласным «н». Нужно из стона постепенно «вылепить» фразу «Ноннина няня Нонну на ночь намыла» и опять перейти на стон. Не забывайте, что вдохнуть нужно глубоко, но коротко, задержать дыхание и сделать это упражнение на одном дыхании.
Всё, только что прочитано, на практике лучше осваивать не с одного раза. Педагоги, обучающие этой методике, рекомендуют уделять этим занятиям 10-15 мин в день, не более. Но уже через несколько дней вы почувствуете, как раскрываются для вдоха рёбра, что такое вибрации в области «маски» и груди, и услышите свой истинно природный благозвучный голос.
Автор: Елена Тимофеева, актриса, преподаватель техники речи