Правильная речь в подарок
Ред.: На мою просьбу рассказать подробнее о техниках, которые позволяют улучшить голос, Андрей Бурулуцкий ответил так: "Методов и техник много, самых разных. Но, как и в любом мастерстве, нужны тренировки. Практика показывает, что знания, полученные в «Мастерской Голоса», переходят в навыки не раньше, чем через два месяца. Работать над речью и закреплять уже полученные навыки нужно постоянно. В «Мастерской Голоса» отрабатывается правильное звучание каждого звука – гласного и согласного. Однозначно улучшается дикция. И, конечно, грамотность. Человек становится грамотным с точки зрения орфоэпии. Он правильно произносит слова, согласно правилам орфоэпии, и пользуется корректными ударениями, которые написаны изначально для дикторов первого российского канала. Ведь законодатель орфоэпии – это телевидение.
Мы работаем по новейшим словарям, последним тенденциям. Я беру самое лучше из тренингов американских, московских театральных школ. Я стажируюсь во МХАТе, Щукинском театральном институте и, как член Российской Академии Голоса, участвую в голосовых конгрессах, конкурсе речевых педагогов."
Ред.: Давайте подробнее остановимся на самых распространенных ошибках.
Андрей Бурулуцкий: К сожалению, украинцы очень часто искажают русский язык, вплетая множество украинизмов и совершенно необоснованных ударений. Особенно распространенный случай – [укрАинский] вместо правильного [украИнский]. Говорят [создАли], в то время как корректное ударение – [сОздали].
Очень многие говорят на суржике, особенно при частых переходах с русского на украинский и наоборот. У одного известного лектора я выписал 11 повторяющихся ошибок. Он часто говорит [хто-то]. Это типичный украинизм, с которыми мы боремся так же, как и с русизмами в украинской речи.
Спикер говорит [прихОите] вместо [прихОдите], [кодА] вместо [когдА], [тодА] вместо [тогдА], или [коГда] через украинскую «Г». Когда выпадает буква в произношении – это очень неопрятно и невежливо по отношению к аудитории, потому что дикция – это вежливость спикера (перефразировав известный афоризм французского драматурга Бенуа Констан Коклена XIX века «Хорошая дикция – это вежливость актера»).
Неаккуратность в речи раздражает людей знающих, и настораживает даже на подсознательном уровне остальных. Они понимают, что что-то недослышали, что-то недополучили. Напряглись, и это начинает раздражать уже на двадцатой-тридцатой минуте лекции.
Еще характерные ошибки:
[семьсят] вместо [семьдесят]
[посоку] вместо [поскольку]
[всиГда] – через «и» и украинскую «Г» (правильно произносить [всеґда])
Яркий украинизм – [процентов] («в» на конце») вместо того, чтобы прозвучало [процентоф], т.е. по правилу оглушения звонких согласных в конце слов. Также должно звучать кровь [крофь], любовь [любофь], морковь [маркофь], свекровь [свекрофь]. В украинском языке, напротив, есть правило, когда звонкие согласные в конце слов ни в коем случае не оглушаются и остаются звонкими.
«С Украины», «с Харькова», «с Донецка» – к сожалению, очень яркий украинизм, получивший распространение из украинской формы «з Харкова», «з Києва». Правильно сказать «из Харькова», «из Украины».
Ред.: Можете ли Вы на конкретных примерах прокомментировать правильность речи известных личностей?
Андрей Бурулуцкий: Я занимаюсь со звездами украинских телеэкранов. Им нужно звучать дикционно точно и в песнях, и в интервью. Заметьте, сейчас многие ответы звезд в интервью на телевидении начинаются словами «на самом деле». Ведь это такой ужасающий речевой штамп, к которому все привыкли и не обращают внимание. Что происходит, когда человек говорит «на самом деле»? Говоря эту фразу, он мысленно готовит ответ. А если подумать логически, то на каком еще деле и что может быть? И если нет ответа на этот вопрос, то зачем использовать этот речевой штамп? Это абсолютно излишне.
Артисты часто выявляют незнание орфоэпии. Вера Брежнева в песне «Любовь спасет мир» поет «Когда утихнут звуки, и станет слышен БОК» не пользуется нормативным правилом о том, что «Бог» (имея ввиду Господа) выговаривается через [х] на конце, поскольку это исключение. Все буквы «г» оглушаются на соответствующую глухую (например, «порог[к]», «пирог[к]»). Такую же ошибку допускает Валерий Меладзе: «Вниз по небесной лестнице тихо опустился БОК». Человеку русскоязычному и приобщенному к правильной русской культуре, это, конечно, режет слух.
Примеры хорошей речи привести сложно. На сегодняшний день только Алла Пугачева очень точно знает орфоэпию, она училась у Клавдии Шульженко и Леонида Утёсова. Тогда они считались корифеями советской эстрады, а артист имел право выходить к публике только с определенным уровнем подготовки. Пугачева точно использует орфоэпические знания в своих песнях: поет [жилеть] (в смысле «жалеть»), и это правильная форма. В то время как новые звезды эстрады, к сожалению, лишены этих знаний.
Ред.: Почему происходят оговорки? Есть люди, с которыми это часто случается…
Андрей Бурулуцкий: С одной стороны, оговорки происходят от хаотического мышления, а с другой – мозг формирует фразу, при этом губы, язык и челюсть должны, получив сигнал, сартикулировать, чтобы построить фразу. Но если речевой аппарат не готов, он не может точно воспроизвести импульс мозга. Он не подчиняется.
Мы работаем над этим, и на первом же занятии в «Мастерской Голоса» выясняется, что губы непослушны. Есть простое упражнение: «губы трубочкой провести по кругу» – как правило, никто этого не может сделать. Губы атрофированы, у большинства людей они не работают. Точно также непослушен язык и зажим в челюсти, не позволяющий широко открывать рот. А если рот закрыт, то многие люди разговаривают сквозь зубы так, что слышен этот призвук «сквозьзубости» – грубейшее нарушение. При такой речи не будет доверия к человеку, поскольку звук сквозь зубы просто не идет.
Можно научиться избегать оговорок благодаря артикуляционной гимнастике. Первое наше занятие в «Мастерской Голоса» – для разработки мышц речевого аппарата – языка, нижней челюсти и губ. Это основа, которая готовит аппарат к работе с дикцией. У большинства людей очень вялый, неразработанный речевой аппарат. Рот не открывается, губы вялые, все произносится через нижнюю губу, а верхняя при этом отдыхает. Но она тоже должна принимать активное участие в артикуляционном процессе и формировании звуков. Иначе происходит «подъедание» окончаний, и т.д. К примеру, «ВАТЬ МАШУ» вместо «МАТЬ ВАШУ» – меняются буквы.
«ТРУБА ПОЗОРНАЯ»
«НЕ МЕЙ МАСЯЦ» (имеется ввиду «МАЙ МЕСЯЦ»)
«МАШУ КАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ»
«ПРОЩИ ПРОСЕНИЯ»
Частые лексические ошибки:
«Я ОДЕНУ ПАЛЬТО», в то время как правильно говорить «НАДЕНУ» (надевать на себя, одевать кого-то, дизайнер одевает, но я надеваю вещи на себя)
«ИМЕЕТ РОЛЬ» (правильно «ИГРАЕТ РОЛЬ», но «имеет значение»)
«ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПРИКАЗОМ» (правильно «ОЗНАКОМЬТЕСЬ»)
«ЗАЙМИ МНЕ ДЕНЕГ» (правильно «ОДОЛЖИ», т.к. человек одалживает, а заемщик занимает. Правильно «ДАЙ ВЗАЙМЫ» или «ОДОЛЖИ»)
Грамматические:
«Я ИЗВИНЯЮСЬ» (правильно «ИЗВИНИТЕ» и «ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ»)
«НЕТ НОСОК» (правильно «НЕТ НОСКОВ»)
«ПЛАТЬЕ БЕЗ ПЛЕЧЕЙ» (правильно «БЕЗ ПЛЕЧ»)
«ЛЕВЫЙ ТУФЕЛЬ» (правильно «ЛЕВУЮ ТУФЛЮ» – «ТУФЛЯ, «ТУФЛИ» – согласование родов)
Большинство людей, не задумываясь, повторяют часто слышимые произношения. Беда общества в равнодушии к этому вопросу. Многие разговаривают на суржике и, общаясь между собой, говорят: «ну ты же меня понимаешь!? Ну и какие вопросы? Ну, ты ж понял, что я сказал?». Да, понял, но я тут же пришёл к заключению, к какой социальной прослойке тебя отнести, о твоем статусе, образованности, начитанности и т.д. Поэтому, с одной стороны – да, какие-то социальные слои общества так и общаются, но с другой стороны – цивилизованное и культурное общество не имеет права на то, чтобы общаться на суржике, смешением абсолютно непонятных форм, «не склоняя падежОВ».
Блистательная фраза на уровне анекдота школьной учительницы русского языка: «Если я один раз ошибИлась, это не значит, что я не знаю русского языка».
Ред.: Приведите примеры каверзных произношений – с неоднозначным смыслом или распространенные разговорные выражения, неправильные согласования – то, с чем мы часто сталкиваемся.
Андрей Бурулуцкий: Стыки слов часто превращаются в нецензурную лексику из-за того, что мы соединяем какие-то слова. Для бизнес-аудитории это особенно важно, потому что из-за этого происходит много казусов. Среди них, например, «ЗАПИСЬДУБЛЯ» (запись дубля на студии).
Такие казусы встречаются часто. Бывает, из-за нечеткой дикции. Казалось бы, все просто, но брошенная неаккуратно фраза превращается в нечто совершенно иного рода.
Ред.: Поделитесь некоторыми рекомендациями, как выходить из неловких ситуаций и можно ли их предусмотреть?
Андрей Бурулуцкий: Существует много слов-паразитов. Но есть и звуки-паразиты, от которых мы избавляемся на занятиях, и этого можно достичь, выполняя упражнения самостоятельно. Это значит: «сказал – закрой рот». Человек думает, когда тянет «ааа…», «ммм…». Неужели не легче думать с закрытым ртом, избегая этих уродливых и диких удлиненных звуков? Либо часто вставляют бесконечные слова паразиты «как бы», «да», «вот», «вместе с тем», «на самом деле»… Это мусор в речи.
Когда спикер выходит к аудитории, он должен быть готовым, знать свою речь, но ни в коем случае не вызубрить! Зубрежка – это самый плохой вариант, на котором сразу нужно поставить крест! Спикер должен рождать текст здесь и сейчас, но на базе знания предмета. Если у него доведена речь до состояния «не могу молчать» (у Льва Толстого есть статья «Не могу молчать!») – он хочет говорить, у него льются знания, ему необходимо их передать. Это действенная передача знаний, чтобы перекрыть аудиторию и взять ее в союзники. Вот тогда это настоящий оратор. А если он плохо знает предмет, и нет особого желания передать знания, то не нужно выходить перед аудиторией.
Если доведен до градуса «не могу молчать» – имеешь право говорить. И тогда внутреннее содержание человека, знание предмета и «не могу молчать», основанные на базисе, который дает «Мастерская Голоса» – на технике речи, дают многократный успех. Умножение этих элементов – один на другой – дает успех.
Реакция людей на голос – диапазон, тембр, звучность, правильность произношения.
В Америке проведены исследования относительно того, почему важна речь и почему мы останавливаемся на аудиальном образе спикера. Согласно результатам, 56% внимания мы отводим на невербальный образ спикера. Т.е. в первые секунды по внешнему виду спикера мы определяем, стоит ли его слушать. Обращаем внимание на то, в чем он одет, как выглядит, как жестикулирует и как себя ведет на сцене. И на подсознательном уровне делаем первое заключение – интересно или нет.
35% внимания публики отводится тому, как говорит спикер, т.е. умению пользоваться средствами выразительности. Это все голосовые характеристики: звучание голоса, дыхание, тембр, сила, звучность, громкость, полётность. Также сюда мы отводим умение интонировать, логически выстраивать слова, умение формулировать и подавать фразу, пользоваться громким звуком, «раскрашивать», придавать интонационный окрас.И только 7-9% внимания отводится на смысл – что именно говорит спикер.
Выходит, в первые минуты общения, либо при выступлении перед незнакомой аудиторией, совершенно безразлично ЧТО говорит спикер. Поэтому очень важно овладеть этими 35% внимания, поскольку они – треть успеха. Это техники, и созданы они для того, чтобы с ними работать. Нужно сосредоточиться на них и взять в свой арсенал. Сама речь может быть блестящей, но если спикер плохо и невнятно говорит, его выступление обречено на провал, и ему не верят.
Беседу вела: Наталья Волошина /Фрагмент интервью с Андреем Бурулуцким/
Андрей Бурлуцкий – бизнес-тренер, один из лучших преподавателей по голосовым техникам в Украине. Лауреат Всеукраинских и Международных конкурсов чтецов. Артист Национальной филармонии Украины. Голос телеканалов «Интер» и «1+1» Старший преподаватель кафедры сценической речи Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И.К.Карпенко-Карого с 2002 г. Член российской общественной академии голоса. Его клиентами являются не только топ-менеджеры ряда известных украинских компаний, но и представители политической элиты страны, а также многие представители отечественного шоу-бизнеса |
Открытые мероприятия |
||
---|---|---|
пт, 1 Августа, 2025 - 17:00Киев |
Ораторское мастерство. Психология уверенных выступлений. Актерское мастерство. Практикум Контакт, Психологический центр |
6200 грн |