Боги, Герои и Гекатонхейры
Миф – это повествование о каких-то событиях. «Миф есть особый тип мироощущения, специфическое чувственное представление о явлениях действительности, возникшее в древнейшее времена. В мифологии отразились представления людей о мире и жизни. Познание присутствует в мифе, но не представляет его сущности.
Сущность мифа состоит не в объяснении, а в выражении субъективных впечатлений и переживаний. Отождествляя воображаемое с реальным, субъективное с объективным, миф преодолевает действительность в образах фантазии. Как отмечает французский этнограф К. Леви-Стросс, "мифологическое мышление развивается из осознания некоторых противоположностей и стремится к их последующему преодолению". Это значит, что мифологическое мышление совершает те же операции, что и понятийное, с той только разницей, что первое совершается с помощью чувственных образов, а второе – с помощью абстракций.
Иначе говоря, мифологическое мышление так же диалектично, как и понятийное. Как и их потомки, древние греки осваивали мир в противоположностях: Хаос – Гармония, День – Ночь, Любовь – Ненависть, Океан – Земля и т.д. Но в отличие от науки и философии, миф стремится не столько осознать противоположности, сколько преодолеть их. И это преодоление достается на долю богов или героев. Они выполняют в мифах роль общих понятий, в которых сходятся противоположности. Так, боги и ужасны, и прекрасны, они бессмертны, но вынуждены для бессмертия есть яблоки молодости и т.д. Сами противоположности конкретны, образны и зачастую имеют индивидуальные черты, как например, сторукие, ужасные видом великаны.»
По мнению А.Я. Варги – семейный миф – «это форма описания семейной идентичности, формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея, образ, история, идеология.»
Дальше я цитирую А.Я. Варгу:
«Вопрос: Могут ли составлять семью люди с разными семейными мифами?
Ответ: Должно быть совпадение мифов, иначе семья не состоится. Представьте себе девочку из псевдосолидарной семьи, с мифом о том, что «мы – очень дружные», в этой семье на все случаи жизни есть подобающие правила. У псевдосолидарной семьи есть правила: «Учитель всегда прав», «Начальник всегда прав», «Все должно быть прилично». Вот в такую семью человек-бунтарь попасть не может, потому что он не может там никому понравиться.
Семейный миф бывает необходим, ибо он функционален. Скажем, миф «Мы – дружная семья» функционален в трудных или опасных условиях жизни. Людям кажется, что они могут выжить только вместе. В единстве – сила.
Миф становится дисфункциональным, когда уже не требуется такого объединения. Вспомним семью, которая жила в деревне. Вот когда они жили в деревне, ценность единства в расширенной многопоколенной семье была функциональной. Это знание еще не стало мифом, а когда они переехали в город, это знание стало дисфункциональным, потому что мешало развитию отношений в нуклеарных семьях; вот тогда оно и стало мифом.
Вот примеры основных мифов (не весь перечень): мифы о спасателе, герое, необходимости жертвы ради семьи, о злых силах, атакующих семью, о вечной любви...
«Семейный миф – это такое сложное семейное знание, которое является как бы продолжением такого предложения, как: «Мы - это...». Это знание актуально не всегда; оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в моменты каких-то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной. Знание это плохо осознается. Формируется миф примерно в течение трех поколений. Но семейному психотерапевту нужно понимать содержание мифа, потому что без этого понимания часто неясны мотивы поступков людей, которые живут в этой системе.
Классический пример описан в труде М. Сельвини Палаццоли, Л. Босколо, Дж.Чекина и Дж. Праты «Парадокс и контрпарадокс» - дисфункции, порожденной семейным мифом. Дальше я привожу историю в пересказе А. Я Варги: « Миф назывался: «Мы -дружная семья», часто встречающийся и очень распространенный в нашей культуре - такой специальный «аграрный» миф. В этой книге описывается семья арендаторов-фермеров, которые жили и работали в Италии в годы Первой мировой войны.
Понятно, что для того, чтобы выживать в условиях сельской жизни, необходимо единство, они все дружно живут. Старший сын женится на деревенской девушке, и средний сын женится на деревенской девушке. В этот момент начинается война, и младший сын уходит на фронт. После войны он женится на городской женщине и привозит её в свой родительский дом. Понятно, что ценность этого брака социально очень велика - после войны мужчин очень мало. И этой женщине очень важно войти в семью. Она становится идеальной невесткой - у неё со всеми чудные отношения, она всем очень помогает. Она становится рупором этого семейного единства.
Впервые знания о том, «кто мы есть», сформулированы вербально: « Мы все- очень дружная семья». Тем временем умирают родители, жизнь на земле становится абсолютно невыгодной, и братья со своими семьями пере-езжают в город, начинают там строительный бизнес и очень в этом преуспевают (потому что в Италии в это время был строительный бум). Переехав в город, они все поселяются в одном доме. И живут все вместе, все очень дружат, и дети тоже дружат. Дела идут хорошо, и они переезжают в другой район в большой дом, но в один. Там уже у каждой семьи своя квартира, большая квартира. Но двери не запираются, и эта дружба продолжается, несмотря ни на что.
Естественным было ожидание того, что все двоюродные братья и сестры будут дружить, потому что это дружная семья.
Идентифицированным пациентом в этой большой системе была младшая дочь младшего брата, девочка 14 лет, у нее была анорексия...
«Миланцы» работали с этой семьей. На приеме все разговоры клиентов были про то, какие они все хорошие родственники, и как они все дружно живут, и как все дети - двоюродные братья и сестры — дружат между собой. Про заболевшую девочку было известно, что она самая красивая. («Наша красавица» - они про нее так говорили.)
По ходу дела стало выясняться, что идентифицированная пациентка очень много времени проводит с ближайшей по возрасту кузиной. При этом она как-то странно себя ведет: когда вся семья собирается на совместную прогулку, то она идет как бы нехотя. И по мере выяснения семейной ситуации оказалось, что во взаимодействии двух кузин происходит нечто странное.
В их общении происходило нечто, что содержательно семейным мифом не описывалось, т. е. двоюродная сестра пациентки совершала разные недружественные поступки в отношении своей кузины: подкалывала ее, посмеивалась, вела себя неприятным для нее образом. Но то, что это были недружественные для нее поступки, могли понять только психотерапевты, потому что они не были включены в этот миф, не были включены в эту семейную систему. А внутри этой системы все происходящее объяснялось любовью и дружбой.
Никто из родителей не говорил своему ребенку: «Я тебе добра желаю. Все, что я делаю, я делаю для твоего же блага»; обычно это говорится, когда ребенок обижен или расстроен. Все, что происходило между девочками, естественно, осмыслялось пациенткой в терминах любви и дружбы, а чувствовала она нечто такое, что совершенно противоречило этому осмыслению.
Ей было нехорошо со своей кузиной, которую она, в принципе, должна была бы любить, а она не чувствовала любви. Но, поскольку она была внутри этого мифа и точно знала, что все они - дружная семья, она сделала вывод о том, что она неправильно чувствует, она неправильно что-то понимает, она неадекватна. Ну и некий способ самонаказания выразился в симптоматике.»
Это обычная схема: люди, которые находятся внутри мифа, именно в категориях мифа и видят реальность.» (Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. – СПб., 2001.).
Здесь мы можем видеть, как в целях сохранения незыблемости мифа и гомеостаза системы девочка становится идентифицированным пациентом.
Признать изменения мифологемы, происходящие в реальности, невозможно.
Противоречие мифу встречают в штыки. Для сохранения лояльности нужно встроиться в признаваемую всеми картину мира, даже если ее уже нет. Период, когда было необходимо быть дружной семьей, закончен, но старая картина мира сохраняется.
Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис пишут о мифах о путях достижения супружеского счастья (по Gluck, Kessler, 1980), называя миф наивным постулатом:
- От семьи и брака требуется максимум счастья. Семья должна быть для индивида главным источником удовлетворения. (Это романтический миф. Он не учитывает того обстоятельства, что большую часть источников радости и удовлетворения индивид обычно находит вне семьи.)
- В семейной жизни особенно важна близость – как физическая, так и эмоциональная, – через совместное участие в самых различных видах деятельности. Именно она ведет к нормальной семейной жизни и к семейному счастью. (Верность этого убеждения сильно зависит от конкретной семьи и условий, в которых она живет. Не существует единой модели семейных отношений, пригодной для любой семьи в любых условиях.)
- Супруги должны быть совершенно искренни друг с другом. (С одной стороны, действительно – открытость и честность очень желательны, особенно когда помогают открытой постановке и конструктивному решению проблем. Однако они могут быть и разрушительны, когда открытость и честность диктуются враждебными, разрушительными чувствами.)
- В счастливой семье не бывает размолвок. Если же люди ссорятся, то это значит, что они ненавидят друг друга. (Споры в семье неизбежны и нередко ведут к ссорам, однако могут помочь прояснить чувства членов семьи и, если они не ограничиваются исключительно личными нападками, могут быть конструктивны. Такие споры предпочтительнее, чем мнимое согласие.)
- Супруги должны быть едины во всех вопросах и выработать общий взгляд на все жизненные ситуации. (Различия в происхождении, жизненном опыте, личности делают такое единство неосуществимым; на самом деле именно различие во взглядах, реализуемое конструктивно, может обеспечить семью более широким выбором возможных решений различных ее проблем.)
- Супруги должны быть бескорыстны и думать о семье, а не о себе. Полный отказ от своих интересов в семье нежелателен. Необходимо, чтобы индивид существовал и как отдельная личность, а не только как некий довесок к счастью других.)
- Если в семье что-то идет не так – очень важно выяснить, кто в этом виноват. (Необходим не поиск виноватого, а глубокое осмысление семейной проблемы, с тем чтобы разделить ответственность за ее решение.)
- «Копаться в прошлом» полезно, если сегодня дела идут не так хорошо, как шли раньше. (Постоянное обращение к прошлому, особенно к прошлым ошибкам, в действительности лишь переносит в прошлое нынешние проблемы – вместо того чтобы помогать решать их в настоящем – здесь и сейчас.)
- В семейных конфликтах один супруг обычно бывает прав, другой – не прав. Правота или неправота каждого определяется количеством набранных очков. («Борьба за очки» чаще всего неблагоприятна для семьи. Отношения в семье страдают, если конкуренция преобладает над сотрудничеством.)
- Хорошие сексуальные отношения с необходимостью ведут к хорошему браку.(Хорошие сексуальные отношения – важный компонент хорошего брака, однако они никак не предохраняют семью от других проблем.)
(Эйдемиллер Э., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи – СПб.: Питер, 2008.)
В целях поддержания этого мифа люди отказываются от своих чувств, переживаний, потребностей. Если какой-то элемент такой идеальной картинки отсутствует, партнеры могут обратиться к расщеплению как к спасательной шлюпке. Будут искать виноватого. Будут имитировать перечисленные признаки. Будут настаивать на том, что «любят друг друга»! Даже если на лицах написано отвращение, уже никто не хочет обниматься, а дистанция в пространстве увеличивается.
Не приходилось ли вам бывать на празднованиях дней рождения, где над столом реет знамя пассивной агрессии? Но все поддерживают миф о том, что школьная дружба превыше всего. Втянутых в «дружеский» фарс жен и детей не учитывают. Отсутствие общих интересов и исчезновение общих ценностей не учитывают. Натянутые фразы, затянувшиеся паузы, покашливания, смешки, частые выходы покурить, комментарии вроде «Ой, какая здесь отвратительная кухня!».
Напряжение сливается после чье1-то фразы в пароксизм общего хохота. Обычно находится фигура, оттягивающая на себя напряжение – шутник, ребенок, о котором все начинают гурьбой заботиться, отсутствующие на празднике – можно предаться обсуждению того, а почему это их нет, «козел отпущения», которого возможно задирать, так как «он не обидится».
Принято вести себя каким-то образом, согласно предписанному по умолчанию ритуалу. Нарушителя спокойствия могут окатить душем холодного высокомерия.
Когда агрессию невозможно вынести на границу контакта, происходят разнообразные события - человек может заболеть или начать вести себя самосокрушительным образом (ретрофлексия в разных ее ипостасях, селф-харм, травмы, аварии, провокация других на опасные для него действия); избегать обсуждения происходящего (дефлексируя); останавливать себя интроектами про то "как должно быть" или "так быть не может и и не должно, не верь своим глазам!"; игнорировать происходящее, впадая в слияние или психотические состояния; видеть только одну сторону, поддерживая диссоциацию и расщепление, эготическим образом блокировать предъявления партнера и свои ("Ой, все!").
Вот почему я не люблю бывать на массовых мероприятиях. Там и нежность никак не выразить. Засмеют, чтобы не «расстроиться». Зато «все дружат». Ходят курить и выпивают с теми, с кем не хочется, но «надо».
Вырваться изнутри мифа сложно. Нужно сначала понять, что это миф, и что он делает. Система сильней и больше, чем любой из ее элементов.
В случае индивидуальной мифологии проще, на первый взгляд.
Если обратиться к терминологии гештальт-терапии, то мифы располагаются в области personality. Часто они представляют собой застывшие гештальты, призванные сохранять представление о себе и Другом, защитить от угрожающей информации, дать надежду.
Кому-то, чтобы сохранить миф о себе как о хорошем, необходимо найти рядом кого-то «плохого». Кто-то рушит свое personality об идеальные представления (свои, или чужие о нем). То есть настоящий человек расшибается о фантазию о себе идеальном, отношения летят в тартарары, так как не соответствуют идеальной, интроецированной картинке. Встреча с «темной частью» непереносима, даже если темная часть содержит приятные новости.
Невозможно ни на чем и ни на ком остановить свой выбор, потому что где-то есть кто-то или что-то получше. Так длится вечная репетиция жизни, и так многие нарративы дальше слова «смеркалось» не разворачиваются.
Важнее жить внутри мифа, чем вырваться за его пределы. Легче иметь дело с тем, «каким я должен быть», чем с тем, какой я есть сейчас. Интерес к самоисследованию куда-то девается. Принимать, что «я тот человек, который способен/неспособен на то-то...», «со мной происходит то-то...» и «между мной и другим то-то...» тяжело. Те, кому приходилось преодолевать чужой миф о том, что герой повествования - вовсе не герой, а гекатонхейр, знают, как сложно поверить в собственную ценность.
Человек имеет дело не с тем, что есть, а с тем, чего нет. Игнорируя реальное положение дел и свои переживания. Находится не в себе, а в мифе о себе. Стремится себя «улучшить», причем быстро. Чтобы соответствовать своему или чужому мифу, теряется в символических «облацех», где не только вода темна, но и "прицел сбит". Я имею в виду отсутствие опоры на себя настоящего. Тогда бесполезно искать понимания с другими.
Десятки эволюционно обоснованных поведенческих стереотипов сегодня претерпевают существенные метаморфозы – благодаря цивилизационным инновациям. (О, как широк в вышесказанном спектр красивых и наукообразных слов – я же «умная и высокообразованная женщина»!!!!)
Действуя внутри гендерных мифов мужчины боятся показать уязвимость, хотя саблезубый тигр давно умер – его потом откопал палеонтолог, описал, сделал сэлфи с ним и отнес в запасник музея. Женщин, которым удалось пробить «стеклянный потолок», объявляют выскочками или подозревают в площадном, непотребном способе достижения успеха. Следует напомнить, что охота на ведьм канула в Лету вместе с Торквемадой.
Чтобы казаться неуязвимым, нужно утратить чувствительность.
Исходя из фантазии о ближнем люди решают вместо другого, как ему жить и что чувствовать. Потому что «ничего страшного не случится», если «я чуть-чуть несколько раз опоздаю – он подышит воздухом». Потому что «ты не должен плакать, я тебя не так уж и обидел», «не ори, сам виноват, что упал и коленку разбил». Тут что-то про делегирование ответственности, мне так кажется. Точно не знаю, потому что мне может казаться, и вообще я иногда дура.
И зачем кто-то опаздывает – мстит ли, проверяет ли, насколько сильно к нему привязаны и любят ли, нуждается ли он в чьих-то границах для понимания своих, хочет ли хотя бы где-то нарушать правила, соприкасается ли со своей редкой свободой в редком случае и с редким человеком - это возможно рассмотреть в каждом случае, когда человек этого захочет. Но хорошо бы и предположить, поинтересоваться и узнать, что в момент опоздания чувствует тот, кто ждет. Легко ли ему дышится? Тогда миф может исчезнуть.
Замечательно, когда люди могут свободно прояснять то, что происходит. Иногда человек может сказать, как ему в какой-то ситуации и чего он хочет от другого. Может быстро сказать и уклониться от дальнейшего контакта, чтобы не слышать обратной связи партнера. Тот может согласиться, а может и не согласиться на предложение. Что делать в случае несогласия - непонятно. Он может перестать соответствовать мифу, из Героя превратится в гекатонхейра. И наоборот.
Бывает, что запихивают кого-то (или себя) в миф, это часто случается с «диагнозами» - «Чего еще от тебя ожидать, Тыжнарцисс!», «Да, я буду сюда часто таскаться, Яжзависимыйневротикпограничник!». За диагнозом спрятан живой человек, которого видеть не важно. Диагноз – это объяснение, оно снижает тревогу. Объяснили – проехали.
Страшно проверять – существует ли до сих пор что-то, о чем принято полагать как о существующем?
Если миф и реальность совпадают, то что делать? Если что-то изменилось или исчезло, то что делать?
А ничего. Кроме признания факта и переживаний по этому поводу. И бывает так, что один идет навстречу, а другой стоит. Спиной причем стоит, навстречу идущему. И никто не обязан никого любить. Даже мама. Иногда маме не до нас. Иногда нам не до мамы.
И, узнав то,
- от чего был призван защитить (или что охранять) миф;
- что дает каждому вера в миф, кто и какой ценой удерживается внутри мифа, а кто и какой ценой его покидает;
- -насколько актуальная ситуация соответствует мифологической -
возможно будет двинуться дальше. Может, и к следующему мифу.
Автор: Анна Федосова - психотерапевт, супервизор ВОПП ГП, к. пс.н.
чт, 19 Декабря, 2024 - 18:00Одесса |
Тибетские пульсации |
1100 грн |
чт, 19 Декабря, 2024 - 19:00он-лайн |
Мрії збуваються. Онлайн терапевтична групаТАП (Творческая Ассоциация Психологов) |
2100 грн600 грн |
пт, 20 Декабря, 2024 - 15:00Одесса |
Биолокация. РамкиШкола психологии и экстрасенсорики |
1200 грн |
сб, 21 Декабря, 2024 - 12:00он-лайн |
Пользователь нейрографики. Сертифицированный курс Института психологии творчества Павла ПискареваАрт-терапевтическая ассоциация (Одесский филиал) |
4000 грн |
сб, 21 Декабря, 2024 - 15:00Киев |
ЛИЛА Игра жизни. Трансформационная игра |
2500 грн |
сб, 21 Декабря, 2024 - 15:30Одесса |
Реабилитация, исцеление травматического опыта войны |
1100 грн |
Комментарии
Отправить комментарий